Кофейня принимает персональные данные вместо денег

Кофейня принимает персональные данные вместо денег

Кому-то это нравится… пока они не поймут, что происходит с их данными…

Кофейня Shiru обслуживает студентов американского университета, но не берёт с них денег: чтобы получить свой кофе, они заполняют анкеты и передают кафе свои персональные данные. Как показывает практика, эти данные действительно достаточно ценные, чтобы благодаря им могла работать вся кофейня: за них платят крупные компании, спонсирующие Shiru. Но некоторым студентам такой подход кажется спорным и небезопасным. Подобный бизнес хотели открыть и в России, но ФНС не позволила этого сделать.

Японские предприниматели открыли в США кафе Shiru, главные клиенты которого — студенты университета Браун в Провиденсе, штат Род-Айленд. Кроме студентов в заведении обслуживают и преподавателей, но если туда приходит человек, случайно заметивший его на улице, ему объясняют, что он не может ничего заказать без университетского пропуска, пишет NPR. Преподаватели — единственные, у кого Shiru принимают деньги за кофе, а вот студенты платят за всё своими персональными данными.

Чтобы сделать заказ, студенты должны заполнить электронную анкету. В неё заносят имя клиента, дату рождения, номер телефона, электронную почту, программу обучения и профессиональные интересы. Заполняя анкету, студенты дают согласие на то, чтобы кафе открыло их данные компаниям, которые его спонсируют. А спонсоры рекламируют свои товары через логотипы в кафе, рекламные баннеры и ролики на телефонах и других мобильных устройствах внутри заведения, и даже с помощью официантов, которых обучают рассказывать клиентам о спонсорах.

Сотрудники Shiru считают, что кафе не просто рекламирует студентам товары, но и помогает определиться с будущей профессией, рассказывая им о карьерных возможностях в разных компаниях.

Shiru — это проект японской компании Enrission, который она разрабатывала с 2013 года. Помимо Провиденса, кофейни Shiru уже есть в Японии и Индии. Их спонсорами становятся такие крупные корпорации, как Microsoft, Nissan и Suzuki. Иногда их представители ищут подходящих сотрудников среди студентов в кафе. Однако не всех людей устраивает такая ситуация. Двое студентов университета Брауна несколько месяцев назад написали в газете вуза статью, где призывали бойкотировать Shiru за сотрудничество со спонсорами, которых они назвали спорными.

Большинство студентов, однако, считает, что нет ничего плохого в том, чтобы передавать свои личные данные кофейне. Первокурсница Нина Волфф Ландау, которая изучает в университете Браун экологию, объясняет, что все данные, которые студенты пишут в анкетах, и так можно найти, посмотрев их профили в соцсетях (особенно в LinkedIn) и поискав немного в Google.

Ещё один вопрос, который волнует не только студентов, но и экспертов из других вузов, — безопасность. Студенты могут не знать, какие именно спонсоры получат их персональные данные. К тому же, если клиенты будут подключаться к Wi-Fi в кафе, Shiru теоретически легко сможет получить ещё больше их данных и продать их третьим лицам.

Уже известно много случаев, когда компании продавали личную информацию своих клиентов кому-то ещё, не предупреждая их об этом. Например, в августе выяснилось, что MasterCard передаёт Google информацию о покупках пользователей в обычных магазинах.

Сотрудница кофейни Shiru в Провиденсе по имени Сара Феррис утверждает, что личные данные студентов в безопасности. Спонсоры не могут просматривать информацию об отдельных людях — только обобщённые данные, полученные от всех одновременно. По словам Феррис, клиентам можно не бояться, что кафе или его спонсоры продадут эту информацию кому-то ещё.

В России существует свой проект по сбору персональных данных, и он гораздо масштабнее того, что делает кофейня Shiru. К 2025 году чиновники планируют внедрить технологию цифрового портрета россиянина, и это похоже на изобретение из мира киберпанка. В «персональной траектории развития» будут фиксироваться все достижения, промахи и ошибки каждого человека. Однако, что касается покупок в кафе или магазинах еды или вещей за ваши данные — здесь государство ставит строгое ограничение. Это заметно по контролю малого и среднего бизнеса, введением онлайн-касс для отслеживания всех продаж клиентам.