Транспорт и онлайн-кассы — устанавливать или повременить?

Транспорт и онлайн-кассы — устанавливать или повременить?

Малому и среднему предпринимательству итак живётся не сладко. Если ты что-то продаешь — ты должен продавать это через онлайн-кассу. Государство объявило тотальный контроль за продажей каждого товара. И вот под этим “что-то продаёшь” подразумеваются и поездки, — этого требует 54 Федеральный закон.

Теперь водители общественного транспорта, кондукторы и таксисты обязаны пробивать фискальные чеки и продавать билеты через смарт-терминалы.

Однако и у данного постановления накопилось значительное число поправок, из-за чего транспортные компании недоумевают — торопиться ли с покупкой кассы или pos-терминала до 1 июля 2019 или же пока повременить?

В письме № от 22.11.2018 № ЕД-4-20/22602@ ФНС пояснила, что конкретные виды деятельности и услуги, которые освобождены от применения онлайн-касс перечислены в статье 2-ой Федерального закона о ККТ №54.

Среди всех сфер деятельности указана продажа проездных документов (билетов) водителями или кондукторам в общественном транспорте. Также в статье написано, что, начиная с 1 июля водители всё же должны пробивать фискальные чеки и купить кассу.

Если снова обратиться к закону, то в том же письме ФНС от 22.11.2018 № ЕД-4-20/22602@ указаны специальные условия для транспортных компаний, которые осуществляют расчёты с использованием электронных средств платежа и при условии применения автоматических устройств для расчётов. Такими средствами являются транспортные валидаторы со встроенными pos-терминалами.

Транспортники в крупных городах, например в Москве, уже ввели pos-терминалы, которые расположены на вертикальных поручнях автобусов, маршруток, трамваев, где можно оплатить проезд транспортной, банковской картой или смартфоном.

Пассажиры не беспокоят водителя, а лично используют валидатор для оплаты проезда и пополнения своей транспортной карты. Также валидаторы могут печать билеты и чеки.

Однако это не работает, если пассажиру необходимо приобрести одноразовый билет на две поездки. Здесь всё же приходится беспокоить водителя и просить пробить билет. А по 54-ФЗ и 112 ПП терминал должен принимать наличные средства к оплате и выдавать фискальный чек с обязательными реквизитами, наименованием компании, видом транспорта, стоимостью билета и прочей информацией.

Из этого следует, что кассовый аппарат всё же придётся устанавливать, либо предоставить кассу кондуктору, поскольку валидаторы не принимают наличных.

5 апреля 2019 года состоялось обсуждение ещё одной поправки в законопроект 54-ФЗ, который снова потряс всех участников рынка онлайн-касс. Председатель комитета Госдумы по бюджету, Андрей Макаров, предложил перенести кассовую реформу до 2022 года и постепенно отходить от идеи стационарных касс, а переносить всё в “облако”.

К примеру, те же курьеры смогут доставлять товары клиентам и, при необходимости, показывать QR-код чека, по которому можно идентифицировать покупку через приложение ФНС “Проверка кассового чека”. Если клиент захочет вернуть товар, то курьер также сможет передать электронную копию чека на email клиента.

Если данные поправки утвердят и внесут в законопроект, то транспортники также перейдут в выжидательную позицию.

В настоящий момент смарт-терминалы неудобны для водителей.

Хотя, стоит отметить, что стоимость покупки готового смарт-терминала со встроенным транспортным ПО и эквайрингом — значительно дешевле покупки и установки транспортного валидатора в транспортное средство.

Вне зависимости от предписаний закона, кассовый рынок уже подготовился и вывел в продажу несколько мобильных моделей.

Сразу отметим, что стационарные кассовые аппараты подключаются к бортовой сети транспорта, поэтому всегда готовы к работе и не требуют перезарядки. А вот мобильные миники нужно регулярно заряжать от прикуривателя или переносного аккумулятора, типо powerbank.

Возможно, если в автобусе есть кондуктор, то смарт-касса — это очень удобная и быстрая машинка для печати фискальных чеков, которые сами по себе и являются билетами.

А вот для водителя, который не обладает талантом Цезаря браться за несколько дел одновременно — неуместная и отвлекающая вещь.

Соответственно, чтобы продать билет каждому пассажиру и пробить чек, понадобится чуть дольше стоять на остановке. А это приводит к потере времени и нервов как водителя, так и пассажиров.

Поэтому пока государство точно не уверено, будут переносить они кассовую реформу и придумывать новые технологии, которые вроде бы помогут отслеживать все транзакции, но с другой стороны, облегчать жизнь транспортникам — торопиться покупать кассу в маршрутку или автобус не стоит.

Кроме того, не ведитесь на маркетинговые ухищрения производителей касс — они умышленно влияют на потенциальные страхи ИП и заставляют быстрее раскошеливаться на покупку кассы.

Чек-лист «Касса для транспорта» и производители с готовыми решениями

Среди текущих участников гонки следует выделить кассы, которые можно было бы установить в транспорт: Эвотор, Aqsi, Azur, MSpos, Кассатка.

Все эти устройства объединяет:

    • Мощный аккумулятор. Его заряда должно хватить как минимум на один полноценный рабочий день водителя.
    • Доступный мобильный интернет. Все кассы поддерживают 3G и 4G интернет, поэтому, чеки будут уходить в ОФД и налоговую, как этого требует закон.
    • Быстрая скорость печати чеков. Чем быстрее водитель будет пробивать чеки — тем меньше будет очередь из людей за билетами. У моделей, в среднем, скорость печати чеков составляет до 55 миллиметров в секунду.
    • Компактность и вес. Удобнее разместить на бортовой панели миниатюрную кассу. Все представленные модели не больше смартфона или планшета.
    • Встроенное транспортное ПО. Производители касс заранее побеспокоились, как водитель будет пробивать чеки. Специально разработанные транспортные программы предлагают пользователям печатать чеки, нажав всего на одну кнопку товарной позиции или, выбрав маршрут.